65 лет Биробиджанской синагоге

В августе 1947 г. в Биробиджане была открыта синагога, чего много лет добивались верующие евреи, приехавшие в конце 20-х - начале 30-х гг. прошлого столетия в Приамурье для строительства Еврейской автономной области из зарубежных стран - в частности, из США, Аргентины, Бразилии, Польши. И переселенцы из западных областей и республик, в первую очередь из Украины и Белоруссии, были далеко не все безбожниками. Многие из них воспитывались в религиозных семьях дореволюционных местечек, впитывая с детства традиции, обряды, правила и законы иудаизма. Однако все просьбы верующих тогдашними властями отклонялись по разным несуществующим поводам, хотя свобода вероисповедования была провозглашена Конституцией СССР. И лишь в послевоенный период под нажимом американской еврейской общественной организации «Амбиджан» (сокращённо от «Америка-Биробиджан»), оказывающей ЕАО огромную материальную помощь, обком ВКП(б) и облисполком дали разрешение на открытие синагоги. При этом сразу была взята линия на дискредитацию и шельмование тех, кто стал посещать только что построенную синагогу. А если в их числе оказывался кто-то из семьи или родственников служащих, руководящего партийного, советского, комсомольского состава, то гонение таким людям было обеспечено.

С первых же дней после открытия в 1947 г. биробиджанской синагоги к ней начал проявлять интерес Совет по делам религий при Совмине СССР. В сборнике «Религия и власть на Дальнем Востоке России» (Хабаровск, 2001) есть справка уполномочен¬ного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Хабаровскому краю Б. Гребенникова. Справка касалась религиозной организации в Еврейской автономной и адресовалась Хабаровскому крайкому ВКП(б): «По Еврейской автономной области имеется официально зарегистрированная одна религиозная община в г. Биробиджане, в которой числится верующих, постоянно посещающих синагогу 57 чел., из них 39 мужчин, 18 женщин. Из этого количества работают на предприятиях и в учреждениях города 19 мужчин, женщина ни одна не работает, являются домохозяйками или иждивенцами. Периодически посещающих синагогу, особенно в дни больших праздников Иом-Кипур (Судный день), Рош-Гошана (Новый год), Суккот (Кущи) или праздник урожая и Пасху, до 400 чел. и более.». Совет «по культурам» продолжал пристально отслеживать деятельность синагоги до 1990 г.

Прежнее здание биробиджанской синагоги находилось в центре города, но постепенно оно сильно обветшало и пришло в негодность, чему способствовали неоднократные пожары, восстанавливать его не стали. В 1986 году горисполком выделил дом на улице Маяковского, привел его в порядок и передал общине, которую возглавил Борис Кофман. Туда же перенесли все, что осталось после пожаров и кражи.

Деятельность общины едва теплилась, что подтверждают сухие отчеты и справки уполномоченных по делам религий по Хабаровскому краю. Из этих справок становится понятно, что к 1985 году община прекратила своё существование, не было исполнительного органа, раввина. Несмотря на это, надо отметить, что стараниями отдельных личностей предпринимались попытки проведения отдельных мероприятий. Так, по инициативе Л. Школьника, работавшего редактором газеты «Биробиджанер Штерн», была проведена первая за многие годы еврейская свадьба с хупой, но без настоящего раввина. Это был скорее демонстративный акт, но он всколыхнул национальные чувства евреев. В сентябре 1996 года была зарегистрирована религиозная иудейская община «Бейт Тшува». Расположилась она в старом здании на улице Маяковского, куда до этого переехала синагога. В 2001 году решением главного раввина России А. Шаевича на должность раввина был назначен И. Шавульский, который через несколько лет уехал в Израиль. Руководит общиной реб Д. Кофман. Несмотря на все старания, ей не удалось привлечь внимание и найти поддержку еврейской общественности Биробиджана, что послужило поводом к созданию в 1998 году еврейской религиозной общины «Фрейд». Поддержка местных властей и активная деятельность совета общины во главе с Л.Г. Тойтманом объединила евреев Биробиджана.

История биробиджанской синагоги восстанавливается по крупицам. Это делается для того, чтобы восстановить историческую справедливость по отношению к тем людям, которые, несмотря на гонения и страх, оставались преданными своей вере. Это их усилиями и неимоверным трудом вдали от очагов цивилизации были созданы город Биробиджан и автономная область, названная в их честь еврейской.

Литература:

  1. Бренер, И. Биробиджанская иудейская община. - Режим доступа: http://eajc.org/page70/news13508
  2. Горелов, В. Кто ходит в синагогу, тот не «наш» : [о деятельности биробидж. синагоги] / В. Горелов // Биробиджанер штерн. -2007. - 9 авг. - С. 6.
  3. Юркевич, В. Еврейский дом Дова Кофмана: [о биробидж. синагоге] /В. Юркевич //Биробиджанер штерн. - 2008. - 2 окт. - С. 6.